Сведение музыки


Сведение музыки

Чтобы стать диджеем, нужно иметь много специфических навыков. Одним из самых важных из них является сведение электронной музыки. Приобретя это умение (конечно же, посредством многих часов упражнения в нем), для вас не составит труда "соединить" любые два трека, даже если они записаны на разных скоростях, в единую композицию.

Это и будет то, что называется "микс". Наверняка, каждый из вас слышал такие миксы в клубах в исполнении хороших диджеев. 

На первый взгляд все очень просто. Но только на первый взгляд. Именно эта стадия является самой трудоемкой и требует огромного количества времени, практики и усидчивости. Даже для тех, кто может сводить треки с закрытыми глазами еще есть чему учиться и к чему стремиться, так что нельзя относиться легкомысленно к этой части работы, если ты намерен стать хорошим диджеем. В чем же на самом деле заключается сложность процесса сведения? Став за вертушки первый раз, кажется, что ты сейчас все сделаешь быстро и без проблем, мол: "Здесь ведь все просто, чего другие так долго копаются". Но по прошествии нескольких часов ты не только понимаешь всю сложность работы — хочется кричать и топать ногами, потому что "эти глупые винилы" никак не хотят поддаваться. Процесс сведения начинающего выглядит примерно так: он ставит одну пластинку, и пока она раскручивается ставит другую. И пока он занят процессом подгона скоростей одна под другую, один из треков заканчивается. У начинающего это занимает очень много времени и требует бесчисленного количества попыток, что очень злит. Пишу я это к тому, что если вы готовы на все эти мучения, то вы уже стали на путь к умению сводить.

Но так как вы стоите пока в самом начале пути, вам нужен проводник, который вас приведет к конечному пункту вашего путешествия — работе диджея. Эта статья поможет вам в этом. И начнем мы, пожалуй, с теории. Знакомы ли вы с понятием "бит"? Бит (англ. Beat — удар) — это барабанный ритм, который четко слышно. Но барабан не всегда присутствует в композиции. Тогда ритм может задаваться тарелками или еще чем-то. Когда вы начнете учить сводить, советуем брать пластинки, где четко прослушивается барабанный бит. Это значительно облегчит вашу учебу. Иногда некоторое время при проигрывании трека не слышно барабана, но пусть вас это не пугает. Это не значит, что в композиции в такие моменты отсутствует бит. Понятие "бит" стоит понимать шире. Воспринимайте его как "ритм". Часто слушая композицию, человек начинает притопывать ногой, кивать головой либо постукивает рукой. Это и есть ритм, слыша который человек делает подобные телодвижения. Теперь вы поняли, что такое бит.

Но есть композиции, в которых весьма трудно найти этот самый бит. Когда же вы таки нашли его, очень важно его не потерять, если вдруг он пропадет (например, в инструментальном проигрыше). Это значит, что вам нужно продолжать считать бит в уме. Еще один важный факт: скорость записи измеряется в "BPM" (англ. beats per minute - удары в минуту) На обложке некоторых пластинок иногда напечатано значение "bpm". Но если его там нет, не стоит волноваться. Данную величину в принципе можно примерно вычислить. Было бы хорошо узнать и записать скорости тех пластинок, на которых вы решили тренироваться вначале.

Примерная скорость рядовой хаус-композиции равняется 135 bpm. Следующий трек было бы хорошо пустить скоростью в 130-140 ударов в минуту, это поможет избежать ошибок. Если вы хотите вычислить скорость записи, для начала установите бегунок питча по центру (0%). После этого нужно посчитать, какое количество ударов приходится ровно на одну минуту. Это не самое веселое или интересное занятие, но без этого дальше вы не сможете двигаться. Хотя есть еще один способ: можно скачать программу "BPM Counter". Суть ее заключается в том, что после ее запуска нужно кликать левой кнопкой мыши на каждый бит по разу, после чего вы сможете получить результат в виде скорости композиции, которая будет выведена на экран.

Вы уже научились считать биты, и теперь вам нужно знать, что бит собран в группы по 4, 8, 16 и 32. что это значит? Вот пример: если трек начинается с хорошо различимого барабана, и вам нужно посчитать удары, то скорее всего где-то после 16-го и 32-го из них в композицию будет введет новый сэмпл. Это разделение на группки по 4 встречается практически во всех треках. Важно запомнить этот принцип деления на 4. Связано это с тем, что даже подогнав скорости композиций, но смиксовав их без учета групп ударов, вся работа может пойти коту под хвост при малейшем изменении звучания основного трека. Главной задачей хорошего диджея является создание настолько гладкого микса, чтобы отличить начало одной и конец другой композиции было бы сложно. Прослушав несколько треков электронной музыки, вы сможете убедиться, что после 16 или 32-го ударов в композиции вводятся хоть какие-то изменения. Даже если и не так, то лучше запомнить этот принцип — он обязательно пригодиться. Теперь, имея достаточную теоретическую базу, можно приступать к учебе.

Все последующее описание подразумевает, что у вас есть доступ к двум вертушкам: правой и левой, которые в дальнейшем мы будем называть "дек-1" и "дек-2" соответственно. Между ними находиться микшер. Что ж, приступим. "Дек-1" — это наш так называемый "лайв", это значит, что именно с нее будет проигрываться пластинка, с которой мы будем сводить трек с "дек-2". "Дек-1" нельзя трогать ни в коем случае, так как любые изменения в звучании основного трека будут слышны людям на танцполе, а это сразу перечеркнет все ваши усилия по созданию микса. Вся работа производиться с наушниками и "дек-2". Это обеспечит вам полный контроль над ситуацией, ведь только вы сможете слышать, что происходит на самом деле. В то время как играет "дек-1", ваша задача прислушиваться к ее биту и стараться максимально точно запомнить его, так как именно с ним вам и придется сводить "дек-2". Следите за тем, чтобы бегунок кроссфейдера, который находиться на микшере, находился точно с левой стороны: это значит, что играет "дек-1" на 100% установленной громкости. Далее вам следует воспользоваться регулятором громкости звучания композиций в наушниках (CUE MIX) и установить его так, чтобы в наушниках вам был слышен "дек-2". Лучше одевать наушники, накрывая только одно ухо, в результате чего в одном ухе у вас будет слышен "дек-2", а во втором вы будете слышать, как "дек-1" зажигает публику в зале.

Далее следует найти хорошее место в треке "дек-2", которое сможет стать отправной точкой. В идеальном варианте это может быть первый же удар основного барабана. Прокрутите пластинку немного вперед, а потом назад, чтобы подогнать иглу к началу трека на "дек-2". Теперь внимательно слушайте композицию "дек-1" и затем, как только будете готовы по вашему мнению, отпустите вторую пластинку. Снова внимательно слушайте.

Для того, чтобы правильно отпускать пластинку, вам тоже потребуется немного практики. Отпускать ее стоит, слегка подталкивая, чтобы она набрала нужную для сведения скорость, и первый же удар с "дек-2" пришелся точно в нужное "место" игры "дек-1". Толкнув пластинку слишком сильно, вы угробите свой микс с самого его начал. Вот вам совет, который поможет научиться: оставьте "дек-1" играть себе, а сами в это время отгоните на начало пластинку на "дек-2" и дождитесь следующего куска. Теперь считайте 1-2-3-4 и отпускайте.

После того, как вы научились отпускать вовремя и в бит, можно приступать к обучению по синхронизации скоростей. Здесь самое главное — ОЧЕНЬ внимательно слушать оба трека в одно и то же время после того, как вы отпустите пластинку. Это тоже не придет само по себе. Для того, чтобы овладеть этим навыком, нужно много работать над этим. Ваша концентрация должна быть направлена на распознание того, звучит ли "дек-2" слишком быстро или слишком медленно по отношению к "дек-1". То, насколько быстро или медленно воспроизводится трек с "дек-2", будет влиять на то, насколько нужно будет изменить положение бегунка питча. Если два трека будут сведены неправильно, их звучание будет называться "перебитовка". Это можно проиллюстрировать звуками "ту-дум ту-дум". Со временем такое несовпадение только ухудшится. Если вы уже пробовали создавать миксы, думаю, вы уже понимаете, о чем идет речь .Все начинающие диджеи встречались с таким явлением в своей практике.

Но более понять, что теперь делать перебитовкой и как ее исправить. Здесь есть два выхода: либо остановить вторую запись, вернуть ее на начало и, отрегулировав питч, пустить ее снова, либо (и это является более сложным способом, который требует определенного умения) отрегулировать питч прямо в процессе воспроизведения.

Первым шагом является подгон бита с "дек"-2 к биту "дек"-1 путем легкого подталкивания или притормаживания (это зависит от вида перебитовки) пластинки. Когда бит совпал, можно заняться регулировкой питча: если, к примеру, вам пришлось подталкивать пластинку, чтобы синхронизировать биты, следовательно питч нужно поднять чуть выше, и наоборот.

Когда процесс сведения, по вашему мнению, завершен, нужно прослушать то, что получается при одновременном звучании двух композиций. Результат вас может неприятно удивить. Для такого прослушивания лучше всего использовать регулятор "Cue Mix", который позволяет прослушивать оба трека в наушниках. Если вы остались довольно, смело беритесь за кроссфейдер.

Но для того, чтобы легко сводить треки, нужно время. Если у вас не получается все с первого раза, не стоит отчаиваться. Пробуйте 2, 5, 10, 100 раз пока не получится. Именно работа и есть лучшим путем достижения успеха в любом деле. С каждым разом вам будет нужно все меньше и меньше времени для синхронизации. Так что практикуйтесь, и у вас все получится!

Способы сведения электронной музыки

Самый простой и самый первый способ сведения, до чего додумались DJ много лет назад - это построение своего музыкального сэта в стиле ''NONSTOP". Заканчивается один трек, а на его последний сэмпл падает начало другого без изменения скорости.

"Переброс" - кросфэйдера с СH1 на СH2. Самый популярный способ у DJ-ев, играющих HIP HOP, RAP и ломаную музыку, хотя DJ-и, играющие D'n'B, BREAKBEAT и т.д., делают это строго по квадратам (такт, партия) и, в основном, после атаки Hats, пример Fatboy Slim.

"Нейтралка на Нейтралку" - тоже не новый, но довольно эффективный. Здесь конец и начало нейтральных частей композиций такт в такт кладутся друг на друга, при этом DJ работает 3-х линейным EQ (эквалайзер) и резко режет и открывает НЧ (низкие частоты) на 1CH и 2CH.

"Мелодию на мелодию" - здесь не нужно дожидаться, пока у вас начнётся ''нейтралка", после мелодии появляется другая с подобранными НЧ на три четверти EQ. (TRANCE, ETHNO, BRIT-P.R.G).

"НА НЧ" при появлении стиля "TRIBLЕ", очень модного в Российских клубах , коммерческие DJ переняли этот способ у "технарей". На заключительные три квадрата набрасывается следующая композиция и после 1 партии открывается НЧ на начальной вещи, не подрезая НЧ на заключительной. Позволяет сохранить замысел автора в частотном диапазоне.

"Обратная петля" или "back loop'' - то, чего боятся 90% DJ при плохой слышимости монитора. Рабочая бочка в этом случае ложится на нерабочую и в петле должен присутствовать фазовый сэмпл, типа клабхедс. Ошибка в этой ситуации приводит к нарушению характера сэта, а идеальное сведение к реальным результатам в карьере DJ.

"Cкретч микс" - чаще это сведение применяется в PUMP HOUSE и HARD HOUSE и ничего общего не имеет с ломаными стилями, хотя в этом направлении это дало бы отличные результаты. Перед окончанием квадрата за одну четверть DJ делает своеобразную атаку скретчем, к окончанию увеличивая темп скретча, и в конце кладёт ровно бочку на бочку, подрезая НЧ на завершающей вещи.

"Зависалово на Зависалово". Стоит вспомнить PSY-вечерины Аэроданса. Раскачка танцпола начинается именно с этого сведения в PSY-музыки, хотя всем понятно, что всё зависит от DJ, его фантазии и опыта. Этот способ можно назвать одним из самых сложных, т.к. здесь всё зависит от гармонизации звуков, пример PAUL OAKENFOLD, который редко играет PSY-музыку, но пользуется этим сведением. О его успехах можно и не упоминать.

"Зависалово на Нейтралку" или наоборот. Следует опираться на знания композиции, иметь помимо чувства ритма и систему соблюдения тональности, хотя можно пропустить специально пару четвертей и ярко выразить мелодию средними частотами. Пример GATECRACHER "experience"; MEMBERS OF MAY DAY-MIX-NU NRG.

"Закончилась одна кассета". - «Ваня, поговори в микрофон, а я пока поставлю другую» (шутка). Красота любого микса зависит от гармонии и колорита.

Зависалово = часть композиции без ритмической линии
Нейтралка = ритмическая линия в начале композиции

http://hitonline.ua

Просмотров: 3917